Бизнес-план школы развития для детей

Бизнес-план школы развития для детей

Школы развития для детей младше шести лет на пике популярности. Чтобы получить путевку в садик, родителям приходится стоять в очереди годами. Домашней подготовки недостаточно, чтобы научить малыша общаться со сверстниками и раскрыть его творческие способности. Поэтому молодые мамы с удовольствием водят детей дошкольного возраста на занятия — группы удается набрать после первой же рекламы.

Тонкости школ развития

Обычно школы развития работают с детьми в возрасте от полутора до шести лет. «К шести годам родители уже готовят ребенка к поступлению в школу и записывают чадо на подготовительные курсы при ней», — говорит ИРИНА МЕРКУРЬЕВА , руководитель школы развития «Умка». Наряду с малышами, ожидающими путевки в садик, в детские центры приводят и тех, кто уже ходит в дошкольные учреждения. «В детских садах из-за низких зарплат не хватает воспитателей — с детьми занимаются непрофессионалы. Поэтому родители хотят повысить уровень развития ребенка», — продолжает г-жа Меркурьева.

Малышей делят на группы по возрасту. В каждую набирают в среднем шесть-восемь детей. Группа приходит на занятия два-три раза в неделю на час-полтора. Состав предметов различается и определяется программой, по которой работает школа. Планировать открытие детского центра эксперты советуют именно с выбора учебной программы, потому что от нее зависит концепция школы развития, специализация педагогов, а иногда и перечень необходимого оборудования.
Какую учебную программу выбрать?

Школы развития используют три вида программ. Первый — классические дошкольные, по которым работают детские сады. К ним относятся, например, программы «Развитие» (Л.А. Венгер) или «Радуга» (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.). Они нацелены на развитие познавательных и творческих способностей у малыша, на адаптацию к садику. Пособия по этим программам можно найти на полках книжных магазинов в разделе «Методическое обеспечение дошкольного образования».

Вторая группа программ — собственные разработки педагогов школы, основанные на классических методиках. «Мы работаем на базе программы Венгера, но делаем акцент на развитии творческих способностей ребенка, много внимания уделяя занятиям музыкой и изобразительным искусством», — рассказывает НАТАЛЬЯ ВИШНЕВА , директор детского центра «Чудо-Радуга». В ответ на требования родителей школа постоянно расширяет перечень предметов, ориентированных на развитие художественных способностей ребенка.

К третьему виду относятся новые авторские программы, в основном западные. Это разработки Марии Монтессори, Глен Доуман и др. «Современные методики нацелены на развитие лидерских качеств у детей. С малышами работают психологи, помогают им стать более коммуникабельными, успешными. Сейчас подобные программы очень востребованы», — подчеркивает НАТАЛЬЯ СТУПИНА , директор детского центра Монтессори. Новым методикам руководителей и преподавателей школ развития учат в специализированных центрах, после чего выдают сертификат, подтверждающий право использования этой программы. Освоить методику Монтессори можно, например, в Снежинске и Ревде.

Основная услуга детского центра — обучение. Однако часто школы дополнительно предлагают проведение детских праздников, психологические консультации для родителей, занятия с логопедом и т. п.

Единого мнения, какие документы необходимо получить и с какими инстанциями согласовать помещение при открытии школы, у участников рынка нет. Школы развития появились относительно недавно, и такой вид деятельности законом пока не предусмотрен. Одни сравнивают свою работу с репетиторством, другие — с досуговой деятельностью, третьи — с психологическими услугами. «Лицензию получать надо лишь тем, кто намерен выдавать документы об образовании. Большинство школ развития скорее не учат, а развивают творческие способности и личностные качества, поэтому лицензия им не требуется», — сообщает г-жа Вишнева.
Как выбрать помещение?

Для школы развития достаточно 50 кв. м, убеждены эксперты. Ирина Меркурьева: «Я начинала с аренды квартиры в 45 кв. м, а сейчас моя школа располагается на 130 кв. м». Подходящие помещения — офисы на первых этажах жилых или административных зданий. Стоимость аренды, по словам руководителей школ, от 800 до 1 тыс. руб. за кв. м. Преимущество таких офисов — возможность сделать ремонт на свой вкус.

Часть детских центров снимают кабинеты в обычных школах или комнаты во дворцах культуры. Здесь ниже арендная ставка и есть возможность пользоваться актовым залом для проведения детских праздников. За аренду 50 кв. м берут 15 тыс. руб. Но, говорят эксперты, несмотря на низкие цены, приходится все чаще отказываться от такой аренды: требования родителей повышаются, они не хотят вести детей в школы, где интерьер помещения казенный, нет специального санузла для малышей, а на переменах вокруг бегают школьники.

СОВЕТ от детского центра Монтессори:
«Ищите помещения в спальных районах. Родители чаще выбирают ту школу, которая ближе к дому: нередко приходится добираться до нее пешком с коляской».
Что учесть при ремонте?

Планировка школы должна предусматривать несколько функциональных зон: холл, кабинеты и по возможности зал для музыки, танцев, физкультуры и праздников. Холл должен быть достаточно просторным — здесь родители ждут детей во время занятий, находится гардероб и рабочее место администратора. Кабинет большей площади можно отвести для работы с малышами от полутора до трех лет (с ними на занятиях присутствуют родители). А вторую комнату использовать для работы с детьми постарше. Как вариант: одну комнату можно оставить для занятий, а в другой оборудовать игровую.

Необходимо верно выбрать цветовую гамму стен и покрытие пола. «Обои мы подбирали пастельных тонов, — рассказывает ОЛЬГА СЫЧЕВА , руководитель школы развития «Созидание». — Желательно, чтобы не было крупных ярких рисунков, потому что дети будут отвлекаться от занятий, рассматривать их». Наталья Ступина рекомендует утеплить пол: «Дети часто играют на полу, а иногда просто забывают сменную обувь и ходят в носочках. Мы поставили дополнительные лаги, чтобы поднять пол на 10 см и тем самым утеплить его». Наталья Вишнева дополняет, что пол должен иметь мягкое покрытие, например линолеум, ведь дети могут упасть, удариться.

В арендуемом помещении придется сменить сантехнику: необходимы специальные низкие унитазы и умывальники. Стоимость ремонта санузла, включая покупку сантехники, по оценке экспертов, составляет 10 тыс. руб. Косметический ремонт остальных помещений, добавляет г-жа Ступина, обойдется в 20 тыс. руб.

СОВЕТ от школы развития «Созидание»:
«Оборудуйте в кабинете живой уголок или просто посадите цветы. Зеленый цвет успокаивает и создает у детей ощущение психологического комфорта. Цветы поднимают настроение. Когда зелени много, воздух чище».

Чем оснастить школу развития?

Мебели в школе, по мнению директоров детских учреждений, должно быть немного. В холле лучше поставить диван или стулья для родителей, вешалки или шкафы для одежды и стол со стулом для администратора.

В каждый кабинет потребуются столы и стулья из расчета на группу по восемь человек, закрытые шкафы для хранения методических пособий, маленькие диванчики и детский уголок, где будут храниться игрушки. Необходимы две доски — одна магнитная, другая для рисования, ковры на пол в каждую комнату и стулья для родителей в одну из них. «Есть регулируемые столы и стулья, они варьируются по высоте за счет увеличения ножек. Ребенок растет, и парта вместе с ним», — напоминает Ольга Сычева. Регулируемый стол на восемь посадочных мест стоит 3,8 тыс. руб., стул — 442 руб., а детские диваны — 3,6-4,4 тыс. руб. Дороже всего обойдется стенка для игрушек — 12,6 тыс. руб. Шкафы для хранения пособий можно заказать за 4 тыс. руб. Наталья Вишнева советует в одну из комнат поставить пианино или синтезатор.

По словам г-жи Вишневой, игрушки, методические пособия и канцтовары придется закупать регулярно: «У нас на эту статью расходов уходит около 5 тыс. руб. ежемесячно». Она рекомендует не приобретать много игрушек — они нужны ребенку только до прихода сверстников, а на занятиях отвлекают детей.

Школе потребуется переносная кварцевая установка (около 1,2 тыс. руб.). Обычно комнаты проветривают и кварцуют после каждой группы. Ежедневно делают влажную уборку с дезинфицирующими препаратами.

СОВЕТ от школы развития «Умка»:

«Приобретайте канцтовары сами, не просите родителей покупать их. Иначе кто-нибудь постоянно будет забывать то краски, то бумагу».
Кого взять в штат?

В первый год работы достаточно нанять двух педагогов и администратора. Директор, он же владелец бизнеса, обычно преподает сам и ведет бухгалтерию. Администратор отвечает на звонки, встречает-провожает детей и делает уборку. Специализация педагогов зависит от программы развития, по которой работает центр. Например, один из преподавателей может быть психологом или педагогом дошкольного воспитания, а другой — специалистом по изобразительному искусству или музыке.

Для поиска учителей часто используют личные связи: многие директора школ развития раньше работали в обычных учебных заведениях или садиках. Второй способ — объявления в газетах «Работа для Вас», «Вакансия», «Есть работа!» и в Интернете. «Мы даем объявления на сайтах «Ю-мама», «Ека-мама», — делится опытом Наталья Вишнева. — Летом педагоги часто сами приходят в поисках работы».

Желающих вести занятия в школе развития много. По словам г-жи Вишневой, зарплата здесь на порядок выше, чем в обычных школах и садиках, но и требований к педагогу больше. Соискателю необходимо высшее образование, а иногда и два, творческие способности, у него должна быть первая или высшая категория. График работы гибкий. Занятия проходят семь дней в неделю: в утренние часы с 9.00 до 13.00, в вечерние — с 18.00 до 20.00, днем дети спят. Система оплаты обычно сдельная. За академический (от 20 до 40 минут) час работы педагогу платят в среднем 150 руб., за консультацию для родителей — 200 руб. в час, за проведение детского праздника — 250 руб. в час. У логопедов и преподавателей английского, если они сотрудничают со школой развития, зарплата больше — 200-500 руб./час. В среднем штатные педагоги получают 15 тыс. руб. в месяц, а совместители — 5 тыс. руб.
Когда окупятся вложения?

Чтобы набрать первые группы, необходимо расклеить объявления у подъездов или сделать рассылку по почтовым ящикам в окрестных домах. Эксперты единодушно утверждают, что это самый эффективный вид рекламы. Также можно заказать рекламный модуль в одной из бесплатных газет или дать объявление на интернет-сайтах для молодых мам. «У начинающей школы поток будет около 30 человек в месяц. Такое количество можно набрать сразу, мгновенно, после первой рекламы», — делится опытом Наталья Ступина. Наталья Вишнева подтверждает, что в первый год работы в ее детский центр приходило около 40 ребят в месяц, а к третьему году поток достиг 100 человек в месяц. Из 40 ребятишек можно сформировать восемь групп по пять малышей в каждой. Занятия с таким числом детей можно проводить, например, по будням и в субботу с 9.00 до 13.00.

СОВЕТ от детского центра «Чудо-Радуга»:

«Лето для школ развития несезон, все разъезжаются в отпуска. Поэтому заранее следует спланировать доходы, чтобы оплатить аренду и выдать зарплату штатным сотрудникам. Организуйте, например, выезды мам с детьми в санаторий и проводите там обучающие и развивающие программы».

В среднем по городу стоимость одного занятия колеблется от 160 до 500 руб. Согласно опросу предпринимателей, родители платят от 1,6 до 6 тыс. руб. в месяц: дети приходят в школу два-три раза в неделю на часовые или полуторачасовые занятия, в течение которых малышам преподают два-три разных предмета по 20-30 минут. Наталья Ступина говорит, что при таких доходах школа развития для малышей, арендующая помещение, окупается за полгода.

Направления для дальнейшего развития

Руководители школ для малышей видят перспективы своих заведений в расширении перечня услуг, охвате новых сегментов аудитории и, наконец, строительстве сетей. Ирина Меркурьева: «Можно ввести, например, оздоровительные услуги — предлагать фиточаи, кислородные коктейли или массаж». Наталья Ступина убеждена, что следует поднимать возрастную планку аудитории: «Нужно вести малышей из года в год. И когда они пойдут в школу, организовать группы адаптации к начальным классам, а для подростков — тренинги коммуникативно-личностного роста». Наталья Вишнева подчеркивает, что работать следует не только с детьми, но и с мамами. Уже сейчас в центре есть группы йоги, а летом, на выезде, для мам организуют арт- и фитнес-терапию. «Когда имя школы станет известным, можно выстраивать сети, открывая центры в других районах», — подводит итог г-жа Меркурьева.
На чужих ошибках

Наталья Вишнева
директор детского центра «Чудо-Радуга»:

«Мы недооценили значимость работы администратора. Наняли девочку-студентку, которая отвечала на звонки. Позже я поняла, что первую информацию клиенты получают от администратора, он формирует их впечатления о центре. У него должна быть хорошая речь, приятные манеры и знание психологии, чтобы даже по телефону найти подход к родителям. Новых администраторов мы брали с учетом этих требований».

Ирина Меркурьева
руководитель школы развития «Умка»:

«Я обратилась к дизайнеру, чтобы она разработала интерьер для школы, и четко не объяснила требования. Раньше она работала с офисами, квартирами и детскими в них. В итоге дизайнер сделала эскиз с элементами африканского стиля, а в одной из комнат предложила нарисовать картину на всю стену: носороги, жирафы стремительно куда-то убегают. Пришлось продумать интерьер самой. Яркие краски отвлекают ребенка. Помещения для занятий — это не детские комнаты».

Наталья Ступина
директор детского центра Монтессори:

«Мы шесть лет не меняли программу. Рынок ушел далеко: появились новые технологии и методики. Раньше школы развития были нацелены на адаптацию ребенка к детскому саду, на развитие познавательной сферы. А сейчас родители больше заинтересованы в развитии личности, хотят, чтобы ребенок был успешным, коммуникабельным. Мы открыли центры Монтессори, которые работают по современной итальянской программе, — количество детей в этих центрах значительно больше. С сентября планируем изменения и в наших прежних школах».

Цена входного билета

Расчет для школы развития, арендующей помещение 50 кв. м.
Работают два педагога, администратор.
40 занятий в месяц проводит собственник.
Стоимость одного занятия (блок из трех предметов) — 250 руб., в неделю проходит три занятия, цена обучения — 3 тыс. руб. в месяц.
Ежемесячно школу посещают 40 детей.

Автор: Светлана Удилова.

Источник: Журнал деловой квартал


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 8 =