Что такое IPO

Инвестирование привлекает многих, но мало кто знает, как это делать. Выход на биржу даёт доступ к капиталу. Что такое IPO и стоит ли инвесторам вкладываться?

Что такое IPO?
Что такое IPO?

Что такое IPO

Если компания делает выйти на новый рынок, она предлагает свои акции широкой общественности. Так происходит участие в IPO, то есть, меняется статус юридического лица. Вместо частной компании, акции которой может приобрести только узкий круг лиц, она становится публичной. Выход на IPO даёт возможность увеличить капитал.

IPO – это аббревиатура, расшифровывается как Initial Public Offering, то есть, простыми словами, это первичное размещение акций на бирже. Чтобы выйти на биржу, компании потребуется немало средств. Но, если первичное публичное размещение акций пройдёт успешно, компания заработает намного больше, чем вложила.

Сразу же после того, как публичное первичное предложение вступит в силу, юридическое лицо становится публичным. Например, ПАО «Сбер» или ПАО «Лукоил».

Для чего компаниям нужно IPO

Компании IPO нужно, в первую очередь, для заработка. Вырученные с IPO акций деньги могут пойти на расширение бизнеса, на закупку нового оборудования, на иные цели. Иные цели первичного размещения собственных акций:

  • Повышения уровня престижа компании. Как только фирма выходит на биржу и появляются первые инвестиции, компания повышает уровень узнаваемости. Чем он выше, тем больше средств вкладывается дальше.
  • Повышение «прозрачности» бизнеса. Как только первые акции размещаются на общем рынке, компания должна быть «чистой» в плане отчётности, кадров, управления. Появляться возможность воспользоваться программа государственной поддержки в упрощённом порядке.

Не стоит забывать, что у каждого действия есть и негативные моменты. Перед выходом на публичный рынок нужно провести экспертизу, рекламную компанию, аудит, минимизировать риски.

Преимущества и недостатки размещения акций

Прежде чем начинать ИПО, нужно оценить преимущества и недостатки вывода акций на публичный рынок.

Плюсы и минусы
Увеличение количества зарабатываемых денег
Повышение уровня престижности компании
Становление «прозрачного» и «чистого» бизнеса
Возможность получить государственную поддержку в упрощённом порядке
Лишние траты
Повышение рисков. Никто не даст гарантий, что акции «выстрелят» на рынке и принесут дополнительную прибыль
Временные затраты. Выход на публичный рынок не осуществляется в один день
Соответствие требованиям биржи. Нужно иметь определённый оборот, отчётность, перспективы и прочее

Этапы IPO

Айпио – процесс не быстрый. Проводится в несколько этапов, в которых участвует не только юридическое лицо, но и юристы, банки, инвестиционные партнёры, маркетологи и прочие специалисты. То есть, фирма должна себя подготовить к смене статуса, потому что к публичным компаниям предъявляются другие требования.

Выход на биржу осуществляется в несколько этапов:

  • Предварительный – может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Проводится глубокий анализ – от активов до отчётности. На этом же этапе следует просчитать, цену размещения акций и возможную прибыль, то есть, капитализацию. По итогам проведённого анализа руководство принимает решение о выгоде вывода акций на публичные торги.
  • Подготовительный. На этом этапе заключается договор с андеррайтером, который и займётся выводом компании на публичный рынок. Как правило, над одной фирмой работают несколько андеррайтеров. Сейчас же выбирается фондовая биржа, на которой будет размещать акции. На этом же этапе готовится проект эмиссий и инвестиционный меморандум. По итогам запускается рекламная компания.
  • Основной этап. Происходит сбор предварительный заявок на акции, проводит анализ. Андеррайтер делает заключение, сколько акций нужно выпустить эмитенту, чтобы получить прибыль.
  • Завершающий. Другое название «листинг», то есть, «выброс» акций на фондовый рынок. Когда начинаются торги, становится ясно, насколько эффективны предыдущие этапы.

Выход на российский рынок IPO

В России работу на фондовых биржах контролирует Центральный Банк РФ. Именно сюда нужно отправлять проспект эмиссий. Крупнейшая биржа –Московская. Здесь размещается большинство акций российских компаний.

График состава на Московской бирже
График состава на Московской бирже

Дополнительно можно размещать ценные бумаги с «международным компонентом», то есть, помимо Московской биржи они будут продвигаться и на зарубежных. Статистика географического состава на Московской бирже выглядит так:

Сейчас, из-за западных санкций, картина меняется в сторону преобладания российских компаний. И, хотя зарубежные инвесторы также хотят присутствовать на Московской бирже, их количество неумолимо снижается. Прибыль от продажи их акций также падает.

Выход на американский рынок IPO

Сегодня российским компаниям выйти на американский фондовый рынок довольно сложно из-за санкций Запада. Проспект эмиссий нужно подавать в контролирующий орган этой страны. В США это комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).

Этот орган отклоняет заявки российских компаний, что не даёт возможности выйти на американскую фондовую биржу. Российские фирмы потеряли на этом немало средств, акции некоторых компаний за рубежом снизились в разы. Те юрлица, которые решили провести Ай Пи О в период кризиса, потеряли много денег. Но на российском фондовом рынке ситуация противоположная, поэтому часть вложенных в эмиссию средств удалось «отбить» за счёт российских инвесторов.

Народное IPO

Это первичная продажа акций физическим лицам. Примером народного АйПиО служит компания «Роснефть». В 2006 году фирма запустила народное IPO, граждане смогли приобрести акции за 203 рубля за штуку. Потом грянул кризис, и стоимость ценных бумаг несколько упала. Когда ситуация в стране стабилизировалась, цена снова пошла вверх и превысила уровень IPO. Эксперты признали эксперимент удачным.

В 2007 году примеру последовали банк «ВТБ» и объявил народное IPO на свои акции. Провелась обширная рекламная компания. Минимальный порог вхождения обозначили на уровне 30 тысяч рублей, то есть, каждый желающий мог купить ценные бумаги банка на указанную сумму. Цена одной акции составила 13,6 копеек. Помня удачный опыт «Роснефти», многие частные инвесторы купили акции и стали ждать роста их цены. Но этого не произошло! В кризис цена сильно упала и в 2020 году не превысила уровень IPO.

С одной стороны, народное IPO прекрасная возможность гражданам приобрести акции стабильных компании и ждать получения пассивного дохода. С другой стороны, такие операции относятся к высокорискованным, вероятность потерять вложенные деньги довольно велика.

Как выйти на биржу

Что разместить акции на бирже, нужно пройти в несколько этапов:

  • Предварительный.
  • Подготовительный.
  • Основной.
  • Финальный.
Подготовка к IPO
Подготовка к IPO

Каждый этап имеет свои особенности. Весь процесс может занять несколько лет, требует финансовых вложений – нужно нанять андеррайтера, иных специалистов, пройти маркетинговое исследование, запустить рекламную компанию. Также нужно получить одобрение Центрального Банка РФ, так как именно это ведомство занимается администрированием выпуска ценных бумаг.

Завершающий этап – листинг – выход на биржу. Именно на этом этапе становится ясно, насколько успешными были предыдущие этапы.

Известные IPO в истории

Российский рынок стали применять IPO несколько позже зарубежных. Примером удачных АйПиО в России может служить:

  • «Роснефть».
  • «Сбербанк».
  • «Лукойл».

Неудачное IPO – ПАО «ВТБ» и то в отношении частных инвесторов. При правильном подходе, первое размещение акций на фондовой бирже принесёт прибыль, улучшить репутацию компании, сделает её более стабильной и привлекательной для инвесторов.

Крупнейшие IPO в истории
Крупнейшие IPO в истории

Что такое аллокация в IPO

Аллокация – это объём заявок на участие в первичном размещении, которые будут удовлетворены по итогам процесса. Всегда существует вероятность того, что какая-то заявка не будет удовлетворена вовсе или частично.

Отвечает за аллокация андеррайтер, то есть, та компания, с которой у эмитента заключён договор на проведение данного АйПиО. Для каждого размещения принимает индивидуальное решение о аллокации. Точная информация становится известна за несколько дней или часов до начала торгов. Если произойдёт полный или частичный отказ, деньги вернутся на счёт инвестора в установленные сроки.

Например, инвестор желает купить акций на 100 тысяч рублей, оставляет заявку. Деньги списываются с брокерского счёта на следующий день после удовлетворения. Но андеррайтер предполагает аллокацию в размере 50%, то есть, фактически инвестор сможет приобрести акций не на 100 тысяч, а на 50. Со счёта по факту спишется 50 тысяч плюс комиссия брокера, остальное вернётся на брокерский счёт.

Что такое дополнительная эмиссия

Если компания желает привлечь более количество инвесторов, осуществляется дополнительная эмиссия, то есть, выпускается ещё пакет акций. Они служат дополнением тем, что уже торгуются на фондовом рынке.

У ситуации есть 2 противоположных эффекта:

  • Компания имеет долги, осуществляет дополнительную эмиссию. За счёт вырученных средств долги закрываются. Это плюс для компании.
  • Для инвестора – минус, так как при большом объёме торгов падает цена акции, следовательно, общая сумма прибыли также уменьшается.

Дополнительная эмиссия бывает открытой и закрытой. Открытая – выкуп, в первую очередь, производится акционерами компании. Ту часть акций, которая не распродана, отправляют на биржу. Закрытая – выкуп могут произвести только люди из «закрытого» списка, а также акционеры.

Нюансы инвестиций в IPO

Прежде чем начать инвестировать в АйПиО, нужно изучить нюансы:

  • Наличие брокерского счёта.
  • На счету должна быть определённая сумма.

В некоторых IPO могут участвовать только квалифицированные инвесторы. К ним предъявляются следующие требования:

  • Сумма активов и финансов превышает 6 млн рублей.
  • Величина оборотов по сделкам на финансовом рынке – от 6 млн рублей.
  • Высшее образование, которое подтверждается дипломом аккредитованного ВУЗа.
  • Аттестация от Банка России, а также сертификаты международных компаний.
  • Минимальный опыт работы по специальности – 2 года.

Как зарабатывать на IPO, нюансы, способы участия в IPO частных инвесторов

Чтобы начать зарабатывать на IPO, нужно предпринять несколько шагов. В первую очередь, открыть брокерский счёт. Потом:

  • Выбрать компанию.
  • Изучить информацию, узнать даты приёма заявок.
  • Узнать, кто может участвовать – квалифицированные или неквалифицированные инвесторы.
  • Подать заявку.
  • Ждать результата.

Всегда возникает много вопросов, на которые нужно дать ответ.

Стоит ли покупать акции в первые дни ipo
Почему российские компании проводят ipo за границей
От чего зависит диапазон цены размещения при ipo
Где проводят ipo российские компании
В чем интерес андеррайтеров
Что такое обратный выкуп акций и как он проходит
Что такое сплит акций
Статистика доходности ipo

ICO и STO: в чем их отличия от ИПО

Каждое из этих понятий пришло к нам из-за рубежа. ICO — это первичное размещение монет, а STO – предложение токенов безопасности. То есть, АйСиО – это метод привлечения средств в проект, аналогичен IPO. Сотрудничество с инвесторами происходит с помощью специальных платформ. Позволяет стартапам и молодым компаниям привлекать дополнительные средства на развитие компании. Процесс полностью исключает посредников (в случае с АйПиО – фондовую биржу) и работать с инвесторами напрямую.

У данного метода есть преимущества и недостатки. К положительным моментам можно отнести:

  • Минимум затрат.
  • Отсутствие посредников.
  • Слабая законодательная база.
  • Гибкие условия контрактов.

Негативные моменты для компаний – низкий уровень доверия со стороны инвесторов, возрастающий интерес со стороны сторонних регуляторов, непростой процесс листинга.

STO – процесс выпуска, реализации и распределения секретных токенов. Простыми словами – это работа с цифровыми акциями и облигациями, разработанными на платформе Блокчейн. Со стороны сторонних регуляторов идёт жёсткий контроль. Стоимость организации процесса довольно велика.

Получить прибыль на АйПиО может как эмитент, так и инвестор. Но нужен тщательный подход, анализ и расчёт. Вероятность убытка есть всегда.

Читайте далее:
Экономист Олеся Антипова
Экономист Олеся Антипова недавно публиковал (посмотреть все)
Оцените статью
Бизнес-мама
Добавить комментарий

  1. Анна

    Спасибо большое за статью! Очень много нового и полезного для себя узнала. Интересная тема, но для меня немного сложно было разобраться самостоятельно.Вам нравится комментарий?

    Ответить
  2. Дарья

    Статья интересная! Очень много интересного , изложено доступным языком, очень хороший старт.Вам нравится комментарий?

    Ответить
  3. Тина

    Вопросы заработка частных инвесторов на ИПО совсем не раскрыты. Было бы интересно почитать.Вам нравится комментарий?

    Ответить
  4. Игорь

    Тина! На нюансах, как раз народ и зарабатывает. Всю правду никто не расскажет.Вам нравится комментарий?

    Ответить