Активные люди не готовы работать по найму, поэтому они организуют собственный бизнес. Чтобы предпринимательство приносило стабильный доход, нужно правильно выбрать организационно-правовую форму производства, изучив наиболее перспективные виды бизнеса.

Виды и формы предпринимательской деятельности

В экономическом классификаторе выделяются такие виды бизнеса, как:

  • организация производства, которая предполагает создание новых продуктов из исходного сырья;
  • организация оптовой и розничной торговли;
  • финансовая сфера бизнеса, включающая в себя деятельность страховых и лизинговых и банковских компаний;
  • оказание бухгалтерских и юридических услуг различным фирмам;
  • оказание различного рода услуг населению.

Виды предпринимательства нужно отличать от организационных форм ведения бизнеса. Краткая классификация форм организации предпринимательской деятельности отражена в таблице:

Критерий классификации Виды предпринимательства
Территориальный признак
  • сельское предприятие;
  • районное предприятие;
  • городское предприятие;
  • областное предприятие;
  • региональное предприятие;
  • национальное предприятие;
  • зарубежное предприятие.
Отношение к собственности
  • индивидуальная собственность без применения наемного труда;
  • коллективная собственность;
  • государственная собственность;
  • семейная собственность;
  • смешанная собственность.
Численность работников и масштабы производства
  • малое предприятие;
  • среднее предприятие;
  • крупное предприятие.
Отраслевая принадлежность
  • строительная фирма;
  • горнодобывающее предприятие;
  • текстильное торговое предприятие;
  • фирма, занимающаяся металлообработкой и металлоремонтом;
  • судостроительный завод;
  • предприятие пищевой промышленности;
  • транспортная компания;
  • предприятие связи;
  • фирма, занимающаяся энергетикой.

Понятие организационно-правовой формы бизнеса

Организационно-правовая форма бизнеса – это законодательно закрепленный на государственном уровне способ функционирования предприятия. Эта форма определяет такие нюансы деятельности фирмы, как:

  • распоряжение имуществом;
  • правовой статус фирмы;
  • цели и ориентиры деятельности.

По организационно правовой форме ведения бизнеса все виды предпринимательства подразделяются на:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • малое предприятие;
  • совместное предприятие;
  • предприятие без образования юридического лица;
  • самозанятость;
  • ЧП;
  • ООО;
  • ЗАО;
  • ОАО;
  • крестьянское (фермерское) хозяйство;
  • унитарное предприятие.

Выбор организационно-правовой формы бизнеса определяет размер налогообложения.

По направлениям и категориям деятельности принято выделять такие виды предпринимательства, как:

  • производственная;
  • коммерческая;
  • финансовая;
  • торговая;
  • сфера потребления.

Советы по выбору организационно-правовой формы ведения бизнеса

Чтобы выбрать наиболее подходящую организационно-правовую форму бизнеса, нужно:

  1. Определить, есть ли необходимость регистрировать фирму в качестве юридического лица. Важно понимать, что далеко не все виды коммерческой деятельности доступны индивидуальным предпринимателям и самозанятым лицам.
  2. Оценить возможности развития бизнеса в ближайшие 5-10 лет. Важно помнить, что особенностям крупных форм бизнеса в большей степени отвечают такие организационно-правовые формы, как ООО, ЗАО, ОАО, ЧП.
  3. Решить, есть ли перспективы расширения производства. Если в дальнейшем бизнесмен планирует нанимать сотрудников, ему не стоит регистрироваться в качестве самозанятого.
  4. Когда бизнес-идея рождается у группы людей, им в качестве организационно-правовой формы для предприятия рекомендуется выбрать ООО. В этом случае у предприятия будет уставной капитал.

Отрасли бизнеса

Различные сферы производства и оказания услуг, направленные на получение владельцем фирмы коммерческой выгоды, принято назвать отраслями бизнеса. Эта дефиниция имеет тесную связь с отраслями экономики.

Основными отраслями бизнеса являются:

  • транспортный бизнес;
  • строительная деятельность;
  • предоставление туристических услуг;
  • бизнес в сфере образования;
  • коммунальные услуги;
  • аграрный бизнес;
  • шоу-бизнес;
  • бизнес в сети интернет.

Сравнение развития в России разных отраслей бизнеса отражено на рисунке 1:

Степень развития в России разных отраслей бизнеса.
Степень развития в России разных отраслей бизнеса.

Типы бизнеса

Экономисты выделяют следующие типы бизнеса:

Тип бизнеса Характеристика Преимущества
Рациональный (процедурный) Он базируется на формальных процедурах и правилах, которые позволяют руководителю фирмы быть эффективным в стандартных ситуациях.
  • нет риска;
  • нет неопределенности;
  • низкие издержки.
Интуитивный Развивается в условиях нестабильной экономики. В основе его – личный опыт руководителя и его интуиция. поиск наиболее эффективных стратегий управления фирмой с учетом специфики деятельности компании.

Виды крупного бизнеса

В основу самой распространенной классификации бизнеса положен размер предприятия. Крупные виды бизнеса требуют стабильного финансирования из различных источников. Но капиталовложения в деятельность таких фирм оправданы, ведь они приносят высокую прибыль.

Примерами крупного бизнеса могут служить:

  • холдинги;
  • концерны;
  • финансово-промышленные группы.

Виды малого бизнеса

Малый бизнес привлекателен для многих предпринимателей, так как он поддерживается государством. В разных регионах России молодые предприниматели могут получить деньги от государства на открытие востребованного предприятия. Кроме того, государство помогает фирмам-новичкам в поиске клиентов и партнеров, организует для руководителей таких компаний обучение и бизнес-тренинги.

Структуру российского малого бизнеса можно представить в виде рисунка:

Структура малого бизнеса в России.
Структура малого бизнеса в России

Успешные виды бизнеса

Спрос на товары и услуги постоянно изменяется. Однако всем бизнесменам хочется добиться успеха в той или иной сфере экономической деятельности.

Для успеха бизнеса необходимо проявлять креативность и внедрять инновации в производство. Грамотный предприниматель в приоритет ставит не личные финансовые интересы, а удовлетворение потребностей клиентов.

К успешным видам бизнеса экономисты относят те направления предпринимательства, которые требуют минимальных стартовых вложений. Например:

  • автотюнинг;
  • диагностика автомобиля перед покупкой;
  • деятельность клининговых компаний;
  • мыловарение;
  • проведение праздников и корпоративов;
  • выращивание на продажу комнатных растений;
  • разведение аквариумных рыбок;
  • парикмахерское дело;
  • доставка еды;
  • услуги ксерокопирования.

Какой вид бизнеса можно открыть начинающим

Любая сфера бизнеса сопряжена с риском. Можно потратить много лет на выбор бизнеса с высокой прибылью и надежностью, но это не гарантирует того, что предприятие будет процветать. Также известны примеры, когда индивидуальные предприниматели, действуя по интуиции, создавали гениальные проекты, которые в дальнейшем из малого бизнеса перерастали в крупные коммерческие компании.

Универсальных рекомендаций по выбору сферы деятельности компании для новичков не существует. Однако эксперты рекомендуют начинающим бизнесменам различного уровня выбрать один из следующих видов бизнеса:

  1. Домашнее предпринимательство. Многие люди мечтают о фрилансе. Этой категории предпринимателей стоит попробовать заняться такими направлениями бизнеса, как:
  • разведение домашних животных;
  • стрижка собак и кошек;
  • выпечка кондитерских изделий на заказ;
  • мыловарение;
  • изготовление ароматических свечей;
  • изготовление текстильных предметов, сувениров и аксессуаров;
  • парикмахерское дело и визаж;
  1. Интернет-предпринимательство. Сетевой маркетинг сегодня активно развивается. Поэтому перспективными видами экономической деятельности в виртуальном пространстве для начинающих бизнесменов могут стать:
  • открытие интернет-магазина на сайте или в социальной сети;
  • создание сайтов для физических и юридических лиц;
  • юридическое и психологическое консультирование;
  • организация обучающих курсов и онлайн-школ;
  • оказание рекламных услуг в социальных сетях;
  • разработка программ для персональных компьютеров и приложений для смартфонов;
  • продажа доменов и готовых сайтов;
  • удаленное ведение тематических групп в социальных сетях;
  • посредничество.
  1. Международное предпринимательство. Если заниматься изготовлением востребованных за рубежом товаров, можно выйти на очень высокий уровень доходов. Есть и другие варианты ведения бизнеса, для которых предприниматели из РФ могут найти партнеров за границей:
  • грузоперевозки;
  • продажа зарубежным компаниям франшизы;
  • организация путешествий и экскурсий;
  • услуги переводчика
  1. Пассивные типы предпринимательства. Такой формат бизнеса позволяет его создателю получать дополнительный доход, не прилагая особых усилий. Кроме того, такой подход к предпринимательству позволяет одновременно попробовать себя в разных сферах. Эксперты составили список перспективных направлений улучшения финансового состояния пассивным образом:
  1. Сфера услуг. Экономисты говорят о том, что сфера услуг хуже других отраслей экономики переносит кризисные периоды. Востребованными направлениями в этой разновидности предпринимательства являются:
  • доставка еды и приготовленных на заказ блюд;
  • ремонт одежды, обуви или бытовой техники;
  • частная детективная практика;
  • риэлторские услуги;
  • репетиторские услуги;
  • оказание консультационных услуг в разных отраслях;
  • бьюти-сфера;
  • проведение праздников, услуги аниматора;
  • изготовление мебели на заказ;
  • грузоперевозки;
  • предоставление техники и авто в аренду;
  • проведение интеллектуальных игр и квестов.

Как открыть фотостудию

Какие направления считаются перспективными для стартапа

Перспективными направления для ведения бизнеса в России являются:

  • открытие магазина спортивного инвентаря и спортивно-развлекательного клуба;
  • организация водных аттракционов на пляже;
  • открытие чайной и продажа в этом заведении элитных сортов кофе и чая;
  • открытие школы кулинарного мастерства;
  • создание научно-развлекательного центра для детей;
  • организация продажи качественной кальянной и табачной продукции.

Чтобы эффективно организовать коммерческую деятельность, сферу предпринимательства нужно выбирать в соответствии с собственной профессиональной компетентностью.

Виды бизнеса для начинающих

Начинающим предпринимателям важно ярко заявить о себе. Для этого эксперты рекомендуют выбирать оригинальное направление деятельности. Перспективными видами предпринимательства для начинающих бизнесменов в России являются:

  • открытие производства съедобных стаканчиков для напитков (готовую продукцию можно продавать владельцам кафе и чайных);
  • открытие фитнес-центра с услугой электрической стимуляции мышц, которая повышает эффективность тренировки;
  • открытие творческой мастерской, где будут проводиться мастер-классы по различным направлениям декоративно-прикладного искусства;
  • продажа раскрученных аккаунтов для сетевых игр;
  • открытие бара, где клиенты могут самостоятельно приготовить себе коктейль;
  • открытие кофейни с соблюдением традиционной стилистики востока;
  • открытие частного медицинского центра с широким спектром услуг;
  • открытие фирмы, которая занимается различными видами ремонта;
  • создание интернет-магазина.

Как выбрать подходящий вид бизнеса

Чтобы выбрать наиболее подходящий вид бизнеса, нужно:

  1. Сформулировать приоритетные цели бизнеса. Важно выделить главный ориентир, который поможет определить шаги по достижению желаемой цели. Приоритетные цели помогут руководителю предприятия разработать бизнес-план.
  2. Чтобы не ошибиться с выбором ниши для бизнеса, важно изучить рынок. Чтобы понять, какие товары и услуги стоит производить, нужно узнать потребности потенциальной аудитории.
  3. Рассчитать стартовые вложения. Любой бизнес требует финансовых вложений. Важно на начальном этапе определить срок окупаемости потраченной суммы на открытие предприятия.
  4. Определиться с организационно-правовой формой предприятия. От нее зависит не только размер налогообложения, но и особенности финансовой отчетности, а также возможность приема на работу сотрудников.
  5. Изучить особенности деятельности конкурентов в выбранной нише. Это необходимо для разработки стратегии привлечения клиентов.

Таким образом, изучив виды бизнеса и характеристики различных форм малого и среднего предпринимательства, можно смело открывать магазин и реализовывать собственные творческие идеи, которые будут приносить доход.

Читайте далее: