Для успешного функционирования бизнеса необходимо регулярное планирование и оценка различных факторов, влияющих на деятельность компании. Одним из таких методов является SWOT-анализ. В статье подробно рассмотрим, что это такое, как его правильно применять и как делать SWOT-анализ.
Что такое swot анализ
К главным задачам анализа метода SWOT относятся:
- Выявление сильных и слабых сторон компании.
- Сравнение с конкурентами.
- Выявление внешних угроз и перспектив.
- Связь внутренних и внешних факторов.
- Выявление актуальных направлений развития фирмы.
SWOT-анализ преследует определенные цели:
- Выявление и прогнозирование сильных и слабых сторон организации.
- Определение влияния внешней среды на деятельность бизнеса.
- Понимание того, насколько слабые стороны тормозят развитие компании.
- Разработка стратегии деятельности фирмы с учетом текущей и прогнозируемой ситуаций.
- Выяснение того, как компания может противостоять угрозам и взаимодействовать с внешней средой.
Сегодня существуют онлайн сервисы для составления SWOT-анализа. Для получения результата – лицу необходимо пошагово вносить запрашиваемые данные.
Кроме использования сервисов, уполномоченное лицо может провести анализ самостоятельно.
Выводы по результатам SWOT-анализа делают на основе двух методик:
- Быстрый просмотр – концентрация на приоритетных вопросах и исключение лишних.
- Составление матрицы – включает в себя разбивку данных по группам.
Хоть они и отличаются, чаще всего эти два метода применяют поэтапно – сначала просматривают результаты, а затем выстраивают матрицу SWOT analysistemplate– по универсальному шаблону, в котором разберется даже новичок.
Виды
- Экспресс – используется в деятельности компании для выявления ее сильных сторон. Основной упор делается на достоинствах и возможностях улучшения различныхаспектов, которые будут уверенно противостоять внешнему воздействию.
- Сводный –позволяет узнать точные значения факторов стратегического анализа. Достоинство этого вида состоит в переходе от анализы к разработке стратегии развития. Недостаток такого метода состоит в сложности проведения.
- Смешанный SWOT-анализ – сочетает в себе экспресс и сводный типы. Для проведения такого анализа нужно не менее трёх стратегических исследований.
Плюсы и минусы
Рассмотрим плюсы и минусы SWOT-анализа:
Правила
Перед проведением SWOT, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Использование фактов. Информация должна быть подкреплена достоверными данными и фактами.
- Отсутствие субъективного мнения. Для получения точной оценки лучше привлечь несколько специалистов.
- Точное определение вопросов. Не стоит искать ответы на вопросы, которые могут не пригодиться.
- Отсутствие большого количества информации. В таблицу нужно вносить только важные выводы и не загружать лишними данными.
Как сделать swot анализ
- Выписать главные цели и задачи фирмы. Понять мотивы развития.
- Составить список сильных и слабых сторон, используя следующие вопросы:
- Почему нас выбирают клиенты?
- Чем мы лучше конкурентов?
- В чем преимущества наших сотрудников?
- Имеются ли у нас преимущества перед конкурентами в технологиях?
- На чем специализируется компания?
- Наши слабые стороны в отличие от конкурентов?
- В каких сферах мы сильны, кроме основной деятельности?
- Что препятствует внедрению инноваций?
- Недостатки рекламы (слабый маркетинговый отдел)?
- Почему мы не развиваемся в соответствии со стратегическим планом?
- Группировка данных в таблицу. Обсуждение данных аспектов с партнёрами и коллегами.
- Выписать перспективы компании опираясь на преимущества. Понять, каким образом можно устранить негативные моменты.
- Определить риски, которые не позволяют развиваться. К примеру: конкуренты, санкции, изменение законодательства, катаклизмы и пр.
- Внести риски и возможности в таблицу. Провести анализ данных и понять, как лучше использовать возможности для снижения рисков.
- Составить стратегию развития на основании полученных сведений.
Матрица swot анализа (SWOT-ANALYSIS EXAMPLE)
Матрица представляет собой таблицу состоящую из 4 блока: сила, слабость, возможности и угрозы (аналог roadmap). Шаблон можно легко скачать в интернете. Практически все образцы идентичны.
Затем, после заполнения все данных нужно выработать определенные векторы стратегии, по которым компания будет работать. Как правило их 3:
- Реализация сильных сторон.
- Исправление слабых стороны фирмы, использование ее сильных сторон.
- Принятие мер для устранения угроз.
После анализа данных в таблице данные составляется план возможных действий (план маркетинга) для устранения слабых сторон организации, в том числе за счет сильных. Кроме этого, разрабатываются варианты дальнейшего развития с учетом изменения внешних факторов.
Шаблоны бланков для скачивания:
Пример swot-анализа
Рассмотрим пример swot-анализа на компании по продаже косметических продуктов.
Для этого составим таблицу swot-анализа:
Затем нужно провести перекрестную оценку сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз. На пересечении строк и столбцов СВОТ-матрицы ставится оценка значимости конкретной пары факторов. Самый высокий уровень – 5 баллов, самый низкий – 1 балл.
Сильные стороны | Слабые стороны | |||||||
Широкий ассортимент товара | Большая сеть магазинов | Большая наценка на товар | Професс. уровень консультир-я | Низкая зарплата | Отсутствие стратегии | Фирменный стиль | ||
Угрозы | Текучка кадров | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 3 | 2 |
Выход на рынок новых продавцов | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 | 4 | |
Конкуренция между компаниями | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 5 | 4 | |
Возможности | Расширение ассортимента | 5 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 |
Онлайн продажи | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 5 | 4 | |
Ребрендинг фирменного стиля | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 5 |
Благодаря анализуSWOT можно понять, насколько существенными являются сильные стороны компании, а слабые – слабыми, а также насколько важными являются угрозы и возможности внешней среды. Расчет оценки происходит следующим образом: показатели сильных и слабых сторон суммируются во вертикали, возможности и угрозы – по горизонтали.
Сильные стороны | Слабые стороны | ||
Широкий ассортимент товара | 20 | Низкая зарплата | 10 |
Большая сеть магазинов | 14 | Отсутствие стратегии | 25 |
Большая наценка на товар | 11 | Фирменный стиль | 20 |
Профессиональный уровень консультирования | 20 | ||
Возможности | Угрозы | ||
Расширение ассортимента | 19 | Текучка кадров | 22 |
Онлайн продажи | 17 | Конкуренция между компаниями | 25 |
Ребрендинг фирменного стиля | 15 | Выход на рынок новых продавцов | 22 |
Следующий этап: после определения оценок нужно сформулировать проблемы для сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями (проблемное поле).
Пункты проблемного поля показывают какие меры необходимо реализовать в работе предприятия. Цифра – это количественная оценка из таблицы представленной выше. К примеру: пересечение «Большая наценка на товар»–«2», и «Конкуренция между компаниями»–«3». В пересечении получается 2-3. Значит, во избежание данной проблемы необходимо проводить мониторинг цен на товары конкурентов.
Таким образом, действуя по аналогии, можно сформулировать основные проблемы, которые оценят менеджеры компании. Оценка каждой проблемы состоит из суммы сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Проблема мониторинга цен конкурентов равна числу 5(2+3).
Нюансы
МетодSWOT-анализа состоит в комплексном подходе для устранения слабых сторон в бизнесе при помощи возможностей внешней среды.
СВОТ-анализ – это универсальный инструмент и его проведение часто доверяется либо маркетологу, либо стороннему специалисту.
При проведении анализа, нужно руководствоваться 5 правилами:
- Сосредоточиться только на одном сегменте рынка. Если какая-то его часть, не относятся к основному направлению деятельности компании, то ее можно не брать во внимание.
- Объективно оценивать качества, которыми компания может управлять.
- Учитывать мнение потребителей, а не только характеристики, которые осознает сама фирма.
- Проводить анализ проекта с привлечением команды маркетологов или внешних специалистов.
- Использовать конкретные формулировки при описании возможностей и угроз. Таким образом анализ будет максимально эффективным.
Также, при проведении SWOT-анализа стоит самые частые ошибки, а именно:
- Непонимание области исследования – возникает когда специалист получает данные, но не понимает, как их использовать.
- Поверхностное изучение – как правило, анализ проводится по трем сферам: маркетинг, финансы и менеджмент. При упущении одной из сфер – результаты будут искаженными.
- Неточная информация –ситуация, когда аналитик берет данные из недостоверных источников, что приводит к искажению результата.
Методика SWOT-анализ помогает выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы бизнеса. Чтобы свот-анализ был проведен верно, стоит проводить его в команде с несколькими маркетологами, а также не забывать учитывать мнение покупателей.
Читайте далее:- Инвестиционные платформы, которые реально платят - 01.01.2023
- Рейтинг вкладов для физических лиц на сегодня - 05.03.2022
- SWOT-анализ: что это, из каких блоков состоит, примеры матрицы - 17.01.2022
Я планирую открыть свое предприятие по продаже кондитерских изделий. Важно сразу поовести swot-анализ. Но, думаю, это стоит делать регулярно, чтобы не отстать от времени. Примерно раз в полгода-год точно надо.Вам нравится комментарий?
Я все думала, как мне проанализировать свой убыточный бизнес. Где найти слабые стороны. Оказывается все просто. Делаешь SWOT-анализ и у тебя все разложено по полочкам. Век живи век учись. Я рада, что наткнулась на данную статью, полезная.Вам нравится комментарий?
Современные способы анализа для бизнеса действительно помогают его развивать и делать успешным. SWOT позволяет двигаться в ногу со временем и реагировать на изменения на рынке.Вам нравится комментарий?