SWOT-анализ: что это, из каких блоков состоит, примеры матрицы

Для успешного функционирования бизнеса необходимо регулярное планирование и оценка различных факторов, влияющих на деятельность компании. Одним из таких методов является SWOT-анализ. В статье подробно рассмотрим, что это такое, как его правильно применять и как делать SWOT-анализ.

Что такое swot анализ

что такое свот анализ

К главным задачам анализа метода SWOT относятся:

  • Выявление сильных и слабых сторон компании.
  • Сравнение с конкурентами.
  • Выявление внешних угроз и перспектив.
  • Связь внутренних и внешних факторов.
  • Выявление актуальных направлений развития фирмы.
Задайте вопрос эксперту
Еськова Наталья
Еськова Наталья
Эксперт по банковскому делу. Кредитный эксперт. Опыт работы в банковских организациях более 8 лет.
Задать вопрос

SWOT-анализ преследует определенные цели:

  • Выявление и прогнозирование сильных и слабых сторон организации.
  • Определение влияния внешней среды на деятельность бизнеса.
  • Понимание того, насколько слабые стороны тормозят развитие компании.
  • Разработка стратегии деятельности фирмы с учетом текущей и прогнозируемой ситуаций.
  • Выяснение того, как компания может противостоять угрозам и взаимодействовать с внешней средой.

главная задача свот анализа

Сегодня существуют онлайн сервисы для составления SWOT-анализа. Для получения результата – лицу необходимо пошагово вносить запрашиваемые данные.

Кроме использования сервисов, уполномоченное лицо может провести анализ самостоятельно.

Выводы по результатам SWOT-анализа делают на основе двух методик:

  1. Быстрый просмотр – концентрация на приоритетных вопросах и исключение лишних.
  2. Составление матрицы – включает в себя разбивку данных по группам.

Хоть они и отличаются, чаще всего эти два метода применяют поэтапно – сначала просматривают результаты, а затем выстраивают матрицу SWOT analysistemplate– по универсальному шаблону, в котором разберется даже новичок.

Виды

  1. Экспресс – используется в деятельности компании для выявления ее сильных сторон. Основной упор делается на достоинствах и возможностях улучшения различныхаспектов, которые будут уверенно противостоять внешнему воздействию.
  2. Сводный –позволяет узнать точные значения факторов стратегического анализа. Достоинство этого вида состоит в переходе от анализы к разработке стратегии развития. Недостаток такого метода состоит в сложности проведения.
  3. Смешанный SWOT-анализ – сочетает в себе экспресс и сводный типы. Для проведения такого анализа нужно не менее трёх стратегических исследований.

виды свот анализа

Плюсы и минусы

Рассмотрим плюсы и минусы SWOT-анализа:

Плюсы и минусы
Универсальность (можно исследовать конкретный объект, регион, государство)
Отсутствие сложных вычислений
Использование в краткосрочной и долгосрочной перспективе
Возможность сопоставитьразные данные
Определение сильных и слабых сторон бизнеса
Выявление перспектив компании
Оценка внутреннего потенциала фирмы
Выявление угроз
Укрепление конкурентных преимущества
Результаты в настоящем времени (при переменах – анализ нужно проводить снова)
Отсутствие конкретики (нельзя получить точные цифры)
Опыт аналитика (чем он выше, тем точнее будут данные)
Ошибки (при неверном внесении данных)
Дороговизна (из-за сбора объемного количества информации)

Правила

Перед проведением SWOT, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Использование фактов. Информация должна быть подкреплена достоверными данными и фактами.
  • Отсутствие субъективного мнения. Для получения точной оценки лучше привлечь несколько специалистов.
  • Точное определение вопросов. Не стоит искать ответы на вопросы, которые могут не пригодиться.
  • Отсутствие большого количества информации. В таблицу нужно вносить только важные выводы и не загружать лишними данными.

Как сделать swot анализ

  1. Выписать главные цели и задачи фирмы. Понять мотивы развития.
  2. Составить список сильных и слабых сторон, используя следующие вопросы:
  • Почему нас выбирают клиенты?
  • Чем мы лучше конкурентов?
  • В чем преимущества наших сотрудников?
  • Имеются ли у нас преимущества перед конкурентами в технологиях?
  • На чем специализируется компания?
  • Наши слабые стороны в отличие от конкурентов?
  • В каких сферах мы сильны, кроме основной деятельности?
  • Что препятствует внедрению инноваций?
  • Недостатки рекламы (слабый маркетинговый отдел)?
  • Почему мы не развиваемся в соответствии со стратегическим планом?
  1. Группировка данных в таблицу. Обсуждение данных аспектов с партнёрами и коллегами.
  2. Выписать перспективы компании опираясь на преимущества. Понять, каким образом можно устранить негативные моменты.
  3. Определить риски, которые не позволяют развиваться. К примеру: конкуренты, санкции, изменение законодательства, катаклизмы и пр.
  4. Внести риски и возможности в таблицу. Провести анализ данных и понять, как лучше использовать возможности для снижения рисков.
  5. Составить стратегию развития на основании полученных сведений.
Примером сильных сторон могут быть:
Продукция высокого качества
Опытные консультанты
Большая клиентская база
Деловая репутация бренда
Удобное месторасположение магазинов
Развитая бонусная система
Бренд
Большой ассортимент товаров/услуг
Примером слабых сторон могут быть:
Недостаточная квалификация персонала
Товар низкого качества.
Текучесть кадров
Высокие цены
Слабая представленность на рынке.
Отсутствие средств на маркетинг.
Маленький ассортимент товара.
Плохие условия труда
Некомпетентный отдел продаж.
Негативная репутация.
Неопытные управленцы
Неактуальная клиентская база.
Плюсы и минусы
К возможностям можно отнести:
Возможность открытия нового направления бизнеса.
Введение налоговых льгот.
Увеличение доходов населения.
Появление новых партнеров.
Появление новых партнеров.
Появление новых поставщиков.
Повышение барьеров входа в отрасль.
Возможность выхода электронные торговые площадки.
Уход конкурента с рынка.
Развитие технологий.
К угрозам можно отнести:
Изменение законодательства и стандартов отрасли
Рост числа конкурентов
Зависимость от грузоперевозчика
Форс-мажор
Проблемы с поставщиками
Ценовая конкуренция
Сбой в оборудовании
Рост цен на сырье
Внедрение новых технологий в отрасль
Ослабление национальной валюты

на какие вопросы следует ответить

Матрица swot анализа (SWOT-ANALYSIS EXAMPLE)

Матрица представляет собой таблицу состоящую из 4 блока: сила, слабость, возможности и угрозы (аналог roadmap). Шаблон можно легко скачать в интернете. Практически все образцы идентичны.

Затем, после заполнения все данных нужно выработать определенные векторы стратегии, по которым компания будет работать. Как правило их 3:

  1. Реализация сильных сторон.
  2. Исправление слабых стороны фирмы, использование ее сильных сторон.
  3. Принятие мер для устранения угроз.

После анализа данных в таблице данные составляется план возможных действий (план маркетинга) для устранения слабых сторон организации, в том числе за счет сильных. Кроме этого, разрабатываются варианты дальнейшего развития с учетом изменения внешних факторов.

Шаблоны бланков для скачивания:

Пример swot-анализа

Рассмотрим пример swot-анализа на компании по продаже косметических продуктов.

Для этого составим таблицу swot-анализа:

swot-analys

Затем нужно провести перекрестную оценку сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз. На пересечении строк и столбцов СВОТ-матрицы ставится оценка значимости конкретной пары факторов. Самый высокий уровень – 5 баллов, самый низкий – 1 балл.

Сильные стороны Слабые стороны
Широкий
ассортимент
товара
Большая
сеть
магазинов
Большая наценка на товар Професс.
уровень
консультир-я
Низкая
зарплата
Отсутствие
стратегии
Фирменный
стиль
Угрозы Текучка кадров 5 1 1 5 5 3 2
Выход на рынок новых продавцов 3 3 2 4 1 5 4
Конкуренция между компаниями 4 3 3 5 1 5 4
Возможности Расширение ассортимента 5 3 2 3 1 4 1
Онлайн продажи 2 2 1 2 1 5 4
Ребрендинг фирменного стиля 1 2 2 1 1 3 5

Благодаря анализуSWOT можно понять, насколько существенными являются сильные стороны компании, а слабые – слабыми, а также насколько важными являются угрозы и возможности внешней среды. Расчет оценки происходит следующим образом: показатели сильных и слабых сторон суммируются во вертикали, возможности и угрозы – по горизонтали.

Сильные стороны Слабые стороны
Широкий ассортимент товара 20 Низкая зарплата 10
Большая сеть магазинов 14 Отсутствие стратегии 25
Большая наценка на товар 11 Фирменный стиль 20
Профессиональный уровень консультирования 20
Возможности Угрозы
Расширение ассортимента 19 Текучка кадров 22
Онлайн продажи 17 Конкуренция между компаниями 25
Ребрендинг фирменного стиля 15 Выход на рынок новых продавцов 22

Следующий этап: после определения оценок нужно сформулировать проблемы для сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями (проблемное поле).

Пункты проблемного поля показывают какие меры необходимо реализовать в работе предприятия. Цифра – это количественная оценка из таблицы представленной выше. К примеру: пересечение «Большая наценка на товар»–«2», и «Конкуренция между компаниями»–«3». В пересечении получается 2-3. Значит, во избежание данной проблемы необходимо проводить мониторинг цен на товары конкурентов.

Таким образом, действуя по аналогии, можно сформулировать основные проблемы, которые оценят менеджеры компании. Оценка каждой проблемы состоит из суммы сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Проблема мониторинга цен конкурентов равна числу 5(2+3).

Нюансы

МетодSWOT-анализа состоит в комплексном подходе для устранения слабых сторон в бизнесе при помощи возможностей внешней среды.

СВОТ-анализ – это универсальный инструмент и его проведение часто доверяется либо маркетологу, либо стороннему специалисту.

При проведении анализа, нужно руководствоваться 5 правилами:

  • Сосредоточиться только на одном сегменте рынка. Если какая-то его часть, не относятся к основному направлению деятельности компании, то ее можно не брать во внимание.
  • Объективно оценивать качества, которыми компания может управлять.
  • Учитывать мнение потребителей, а не только характеристики, которые осознает сама фирма.
  • Проводить анализ проекта с привлечением команды маркетологов или внешних специалистов.
  • Использовать конкретные формулировки при описании возможностей и угроз. Таким образом анализ будет максимально эффективным.

Также, при проведении SWOT-анализа стоит самые частые ошибки, а именно:

  • Непонимание области исследования – возникает когда специалист получает данные, но не понимает, как их использовать.
  • Поверхностное изучение – как правило, анализ проводится по трем сферам: маркетинг, финансы и менеджмент. При упущении одной из сфер – результаты будут искаженными.
  • Неточная информация –ситуация, когда аналитик берет данные из недостоверных источников, что приводит к искажению результата.

Методика SWOT-анализ помогает выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы бизнеса. Чтобы свот-анализ был проведен верно, стоит проводить его в команде с несколькими маркетологами, а также не забывать учитывать мнение покупателей.

Читайте далее:
Экономист Наталья Еськова
Оцените статью
Бизнес-мама
Добавить комментарий

  1. Анастасия

    Я планирую открыть свое предприятие по продаже кондитерских изделий. Важно сразу поовести swot-анализ. Но, думаю, это стоит делать регулярно, чтобы не отстать от времени. Примерно раз в полгода-год точно надо.Вам нравится комментарий?

    Ответить
  2. Елена

    Я все думала, как мне проанализировать свой убыточный бизнес. Где найти слабые стороны. Оказывается все просто. Делаешь SWOT-анализ и у тебя все разложено по полочкам. Век живи век учись. Я рада, что наткнулась на данную статью, полезная.Вам нравится комментарий?

    Ответить
  3. Антон

    Современные способы анализа для бизнеса действительно помогают его развивать и делать успешным. SWOT позволяет двигаться в ногу со временем и реагировать на изменения на рынке.Вам нравится комментарий?

    Ответить