Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

Словами иностранного происхождения в русской речи уже никого не удивишь. Однако есть термины, которые вводят многих людей в тупик, так как значение их не совсем понятно. Вот, например, коллаборация: что это простыми словами? Может, это какое-то научное понятие или нецензурное зарубежное слово? Нужно срочно разобраться.

Что такое коллаборации простыми словами

Сложно поверить, но еще в 2010 году слово «коллаборация» считалось устаревшим. Этот факт подтверждается соответствующей пометкой в «Историческом словаре галлицизмов русского языка». Но в настоящее время это слово встречается довольно часто.

Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

Для правильного понимания этого термина стоит обратиться сначала к латинскому языку. В нем есть слово laboro, которое переводится, как «трудиться», «работать». Из него уже получилось производное слово collaboro – работать с кем-то совместно, сотрудничать.

Но все же, родиной «коллаборации» официально считается Франция. В словаре французского языка содержится термин collaboration (сотрудничество) и collaborer (сотрудничать).

Первоначально коллаборация понималась людьми с негативной точки зрения. Понятие это означало предательское сотрудничество с врагами, вплоть до государственной измены.

В английском языке чуть позже тоже появилось слово коллаборация, которое по написанию идентично французскому. Словарный перевод его – сотрудничество. Но уже без какого-то неприятного окраса. С принятием того факта, то английский язык стал в свое время признаваться универсальным и международным, слово «коллаборация» прочно вошло в деловую речь. И теперь под ним понимается успешное и плодотворное сотрудничество специалистов, фирм, известных личностей друг с другом для достижения определенного успешного и выгодного результата.

Для чего брендам коллаборация

Если коллабирование существует и широко используется различными брендами, значит это для них выгодно. Причины совместной деятельности могут быть такими:

  • привлечения аудитории (по возрасту, социальному статусу, уровню дохода и т.п.);
  • открытие для брендов нового сегмента рынка;
  • обмен опытом, знаниями, технологиями;
  • повышение внимания ярким образом товаров;
  • новый виток развития компаний за счет создания интересного совместного проекта;
  • поддержание положительного статуса;
  • объединение финансовых, трудовых, интеллектуальных, технологических ресурсов нескольких брендов, чтобы полученные навыки можно было использовать в дальнейшей деятельности;
  • увеличение прибыли с наименьшими затратами;
  • достижение цели совместными усилиями.

Все это не голые факты и не пустые слова. Наверное, многие видели телевизионные рекламы или огромные баннеры на улицах города о том, что какие-то очень известные бренды создали совместно новый проект. При этом, ранее такую идею было сложно представить, о ней даже невозможно было догадаться обычному потребителю. Таким образом, у людей подогревается любопытство к новому яркому и необычному продукту. И, как следствие, растет интерес к брендам, которые выпустили на рынок необычный товар.

Формат сотрудничества

Выбор формата коллаборации зависит от целей, которые преследуются компаниями, ожидаются от совместного проекта. На самом деле, направлений сотрудничества существует достаточно много, но можно выделить самые популярные и успешные форматы.

Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

Контент-коллаборация

Этот коллаборативный способ направлен на продвижение товара, услуги в социальных сетях, на других площадках в сети Интернет. Здесь можно выделить два основных направления:

  1. Сотрудничество компаний, актеров, певцов, музыкантов, блогеров, которые создают совместный проект, активно его продвигают на различных интернет-площадках. При этом, каждый коллаборатор использует для этого свои сильные стороны.
  2. Использование аутсорсинга. В этом случае, для того, чтобы вывести свой новый товар на рынок, компании привлекают известных личностей, которые активно продвигают проект.

Для контент-коллаборации используются:

  • написание ярких и интересных текстов;
  • запись видеороликов;
  • проведение стримов (прямых эфиров на каналах);
  • интервью и дискуссии;
  • проведение конкурсов, розыгрышей и т.п.

Приглашение экспертов для тематического блога

Коллаборация может быть направлена не только на продвижение товара, но и на рост аудитории и подписчиков определенного блога. Старания одного автора рано или поздно могут зайти в тупик:

  • нехватка интересных тем;
  • одна и та же стилистика текстов без развития.

Другими словами, у автора начинается выгорание, количество подписчиков, комментариев уменьшается, активность падает. Для того чтобы вдохнуть жизнь в увядающий блог, используется коллаборация с другими авторами, известными людьми, которые близки к теме контента. Блог начинает наполнятся новыми экспертными мнениями, дискуссиями.

Коллаборация в социальных сетях

Для поддержания активности блогеров, создающих популярный контент, используются такие форматы коллабораций;

  • взаимные репосты записей, публикаций;
  • упоминание друг друга в своих постах, роликах, прямых трансляциях;
  • скрытая ненавязчивая реклама, рекомендации.

Маркетинговые мероприятия

Если предыдущие форматы активно используются для продвижения личного бренда в Интернете, то маркетинговые мероприятия чаще применяются крупными компаниями, чтобы стимулировать продажу товаров.

Коллаборация может происходить между брендами со схожей тематикой, например, салон красоты и фирма по производству косметики, парфюмерии. Создание общего продукта, проведение  совместных промоакций направлены на увеличение интереса аудитории к своему товару, услуге.

Такие коллаборации встречаются и  у:

  • кафе, ресторанов и брендов кофе, продуктов питания;
  • спортсменов и фитнес-клубов, марок спортивной одежды;
  • клининговых компаний и производителей бытовой химии;
  • брендов одежды между собой и со звездами, блогерами и т.д.

Этот список безграничен. Главное – найти общие точки соприкосновения и создать качественный, яркий, интересный продукт.

Чем отличается коллаборация от коллаборационализма

Как уже выяснили, коллаборация в современном понимании – это продуктивное сотрудничество различных брендов, компаний, блогеров, знаменитых личностей между собой для достижения выгодного для всех результата.

Но в словаре существует и такое понятие, как коллаборационализм. А это уже совершенно иная история. Да, это тоже сотрудничество, но с негативной стороны. Здесь речь идет о причинении ущерба государственным интересам, когда люди, коалиции объединяются с врагами.

Выделяют:

  1. Вынужденный коллаборационализм, причиной которого становится непринятие той или иной ситуации.
  2. Сознательный, при котором существует цель извлечения выгоды от сотрудничества.

Ярким примером коллаборационного поведения является объединение граждан стран Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и другими враждебными государствами во Второй Мировой Войне. Другими словами, синонимом коллаборационализма является «предательство» .

Направления и виды коллабораций

Виды совместной деятельности могут быть различными.

Коллаборация со знаменитостями

Чаще всего речь идет об известных брендах одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии и какой-либо известной личности.

Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

Так, в 2020 году Crocs и Джастин Бибер выпустили капсульную коллекцию Crocs X Justin Bieber with drew. Отличительной чертой стал доминирующий желтый цвет сабо. И это не случайно. Этот оттенок является визитной карточкой бренда Джастина Бибера — Drew House. Кроме того, к кроксам в комплекте идут уникальные, специально разработанные для коллаба шармы. Они в полной мере отразили характер самого певца, его отношение к жизни.

Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

Интересная коллаборация вышла у Dior с репером Трэвисом Скоттом. Была создана коллекция весна-лето 2022, которая представлена в Париже в конце июня 2021 г. Совместный проект отличается дерзостью образов, направленностью на молодежную аудиторию.

Коллаборация: что это простыми словами, примеры брендов

В 2016 году ИКЕА сотрудничала с дизайнеров Кэти Ири. По итогу такой коллаборации в магазине появилась сказочная коллекция GILTIG. Результат был удачным, так как товары были раскуплены за несколько недель после запуска продаж.

Коллаборация брендов

Такой вид сотрудничества становится интересен покупателям тем, что коллабирование происходит между двумя или несколькими брендами, но с похожей целевой аудиторией. Это могут быть представители высокой моды и масс-маркеты. Благодаря такому симбиозу в работе рождается уникальная капсульная коллекция, которая привлекает внимание людей различного социального статуса.

Интересный пример позитивной коллаборативности  –  совместная деятельность производителей косметических средств L’Oreal, RB и Essity. Дело было в 2020 году в разгар пандемии. Своим сотрудничеством компании хотели показать:

  • значимость соблюдения социальной дистанции;
  • необходимость использования средств индивидуальной защиты;
  • уважение к пожилым людям путем установки специальных часов покупок для них;
  • важность отказа от совершения покупок в паническом состоянии.

Все это должно было привести к тому, чтобы компании ассоциировались у людей с положительной стороны, так как L’Oreal, RB и Essity в период карантина не нацелили свою деятельность на активные продажи, а, наоборот, призывали быть ответственными в тратах своих денег.

Яркими коллаборациями брендов являются:

  1. Совместна работа над коллекцией осень-зима 2021 г Gucci, Balenciaga c культовыми силуэтами Tom F
  2. Сотрудничество нью-йоркского спортивного бренда Supreme с Nike. История их коллабораций начинается с 2002 года и продолжается до настоящего времени. Это отличный пример удачного и взаимовыгодного партнерства двух легендарных спортивных брендов.
  3. Dior и Nike в конце 2019 года выпустили совместную мужскую коллекцию кроссовок к 35-летию модели Air Jordan.
  4. В том же 2019 году Adidas и Prada создали коллаб, результатом которого стала линейка обуви и аксессуаров, которая отличается минималистичностью, лаконичностью. Обуви было выпущено ограниченной количество – 700 пар со своим порядковым номером.
  5. Starbucks и Barnes & Noble, а также Uber и Spotify / Pandora. Сотрудничество брендов было нацелено на привлечение внимания к ним, на улучшение качества продукции. Были использованы методы раскрытия самых лучших качеств компаний, показа используемых ноу-хау.

Отдельно хотелось бы выделить такие арт-коллаборации:

  1. Спортивный бренд Vans и музей Ван Гога. На товарах производителя в капсульной коллекции красовались репродукции художника. В продаже были представлены кроссовки, худи, рюкзаки, рубашки, футболки.
  2. Puma и Сюзмультфильм выпустили совместно всего два вида кроссовок. На синей и коричневой замше красовались герои из мультфильмов про Винни Пуха и «Ну, погоди!».
  3. Лимитированная коллекция косметики M.A.C. и Симпсоны, выпущенная к 25-летию легендарного мультфильма.
  4. Microsoft и L Необычность коллаборации состоит в том, что эти компании выпустили средства гигиены с запахом мяты и цитрусов. Основной аудиторией продукции должны были стать геймеры.
  5. Google и Levi’s совместно создали первую умную джинсовую куртку. В нее встроены различные датчики и системы. С их помощью можно управлять звонками на телефоне, музыкой в приложении. Работает она через Bluetooth. А сама умная система получила название Jacquard.

Google и Levi’s после выпуска первой умной одежды, «прокачали» ее, дополнили новыми функциями. Так сказать, выпустили обновление куртки.

Коллаборация блогеров в интернете

Такой прием сотрудничества чаще всего направлен на увеличение числа подписчиков, приобретение большей популярности с помощью репостов, лайков, взаимных упоминаний блогеров на страницах друг друга, создание совместных видео, интервью.

Пример такого сотрудничества – совместные ролики певицы Насти Каменских и блогера Алены Венум. Они снимали видео для канала YouTube, форматом которого стали:

  • популярная игра «БЫЛО или НЕ БЫЛО»;
  • скетчи о подругах;
  • различный бэкстейджи.

Как организовать коллаборацию

Чтобы коллаборация стала эффективной, необходимо перед началом работы определить ключевые моменты:

  1. Миссия сотрудничества, цель создания коллаборации.
  2. Выбрать формат совместного проекта.
  3. Найти партнера, который будет заинтересован в создании коллаборативного продукта.
  4. Оговорить со второй стороной все условия, выработать четкую стратегию.
  5. Позаботиться о грамотной рекламной кампании.
  6. Непосредственно провести саму коллаборацию.
  7. Оценить результаты совместной работы.

Как выбрать партнера для коллаборации

Для эффективной коллаборации нужно правильно выбрать партнера. Для этого стоит учесть следующие критерии:

  1. Совпадение целевой аудитории. Продукт коллаба должен быть интересен, иметь спрос у потребителей одной и другой стороны. В противном случае может случиться провал.
  2. Совпадающие ценности участников совместного проекта, единство взглядов. Создаваемый товар, предлагаемая услуга должны выглядеть целостно, гармонично.
  3. Взаимоуважение партнеров.

Об успешности коллаборации говорил и бизнес-аналитик Мортен Хансен, который исследовал эту тему почти 15 лет. По его мнению, совместная кампания принесет пользу, если ведется обдуманно, по определенной схеме. При этом важно понимать ее целесообразность.

По методу Мортена Хансена для успешной коллаборации необходим анализ четырех барьеров:

  • «изобретено не здесь»;
  • барьер поиска;
  • барьер накопительства;
  • барьер передачи;
  • затраты на преодоление этих барьеров могут превысить прибыль от объединения.

Оценка эффективности

Для понимания эффективности проведенной коллаборации используются различные метрики в зависимости от ее цели:

  • спрос на товар – результата коллаба;
  • рост подписчиков в социальных сетях;
  • увеличение трафика посещаемости сайтов.

Если не наблюдается положительной динамики после запуска совместного проекта, то стоит считать его провальным.

Секреты успеха совместных проектов

  1. Коллаборация всегда имеет временный характер. Она должна быть словно неожиданный выстрел, гром среди ясного неба, чтобы действительно удивить свою целевую аудиторию. В противном случае, частные совместные проекты могут стать обыденностью.
  2. У коллаба должна быть четкая цель. Партнеры должны еще на этапе подготовки понять, каким должен быть конечный результат сотрудничества.
  3. Совпадение интересов, взглядов, ценностей и целевой аудитории сторон партнерства.

Не стоит бояться экспериментов. Всегда нужно вносить в свой бизнес, творческую деятельность что-то новое, особенно, если наступает период выгорания, нет новых идей для развития и продвижения.

Читайте далее:
Экономист Олеся Антипова
Оцените статью
Бизнес-идеи для женщин как заработать много денег
Добавить комментарий

Adblock
detector